my_family_life

Подростковая гендерная социализация

Вопросам гендерной социализации подростков посвящено огромное количество статей, страдающих излишней научностью и отсутствием конкретных примеров и фактов, понятных обычному человеку. Именно этот недостаток «абстрактности» информации и побудил автора попытаться исправить ситуацию. 

Прежде всего, хотелось бы рассмотреть вопрос гендерной социализации девочек. Поговорить об их умении находить своё место в обществе, исходя из принадлежности к своему полу, умении общаться с противоположным полом, умении выбрать партнёра. Все эти навыки приобретаются (или не приобретаются) именно в семье. И именно качество семейных отношений закладывает базис нормального поведения и женщины, и мужчины в будущем. Именно семья формирует систему координат, расставляет точки отсчёта и моделирует будущее поведение подростков. 

Не секрет, что молодым людям из неполноценных семей всегда сложнее общаться с противоположным полом: знакомиться, общаться, заводить длительные отношения. И в большей степени в ситуации неполноценной семьи (мама с одним ребёнком) страдают именно девочки. Потому что отсутствие мужчины в семье не даёт никакого представления о поведении и особенностях противоположного пола в домашних бытовых отношениях. У мальчиков с мамой-одиночкой чуть проще – мальчик в детстве получает хоть какое-то представление о поведении женщины в семье и быту. Пусть весьма ограниченное, но хотя бы что-то… 

Однако вернёмся к основному предмету нашего рассмотрения – будущим женщинам. И рассмотрим второй вариант семьи – полноценной, но с главой семьи, относящимся к асоциальным типам. Иными словами с отцом, подверженным тяжёлым порокам – алкоголизму, наркомании и т.п. В данном случае у девочки неизбежно будет сформирована извращённая система координат в оценке поведения противоположного пола. Именно, исходя из этого «опыта», девушка и женщина и будет выбирать себе будущего партнёра. И… постоянно совершать роковую ошибку. Человеку свойственно выбирать из хорошо знакомой среды, действовать по шаблону. И именно в этом и состоит главная опасность негативного опыта общения с асоциальным родителем – будущие партнёры все как один с высокой долей вероятности будет такими же.
Третий рассматриваемый случай тоже относится к полноценной и, на первый взгляд, нормальной семье. Отец в такой семье может быть вполне благополучен с точки зрения общепринятой оценки социального поведения, но проблема заключатся в другом – дочь не испытывает к отцу любви и тёплой привязанности. В данном случае от будущей женщины также нельзя ожидать сформированных положительных моделей поведения с противоположным полом. Девочка и сама не получает необходимой любви и ласки, и сама не учится их дарить. 

Усугубить негативное воздействие на девочку в такой семье может вариант «параллельной жизни» родителей, которые сохраняя видимость совместной жизни, давным-давно перешли на модель двойных стандартов – внешнее благополучие при внутренних конфликтах, взаимном охлаждении и равнодушии.В заключение хотелось бы остановиться на самом благоприятном варианте приобретения гендерного опыта для будущей подруги, жены, матери. Этот тот случай, когда с самого раннего возраста у девочки есть ориентир, есть идеал её мужчины – это её «самый любимый, самый хороший папка»! Ещё лучше, когда кроме горячо обожаемого отца в семье есть любимые и любящие братьями. Только в этом случае у повзрослевшей девочки может появиться эталон её идеального мужчины. 

И она никогда не будет с благоговением слушать в подворотне рассказы сверстников об их «вчерашних подвигах» на тему того, кто и сколько вчера употребил алкоголя или иного не менее вредного зелья. Эта девочка будет жить в правильной системе гендерных координат и ориентиров.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic